С самого начала, когда начали создаваться телефоны доверия, это было как-то в новинку и непривычно. Главное, что цель оправдывала средства, уж не знаю, оправдывали ли средства результат. Сейчас же стало просто модно по поводу и без повода заводить ещё одну статью расходов бюджетных денег. Результат вот только сомнителен.

Телефон доверия налоговой инспекции

Теперь вот и ФНС России захотела иметь такой телефончик, как ещё одно средство реализации плана противодействия коррупции. Однако это не первая попытка наладить связь с общественностью в целях выявления коррупции в рядах налоговиков. В 2009 году уже создавалась подобная горячая линия, но, видимо, как-то не прижилась. Хотя, если налоговики так упорно продвигают в массы телефон доверия, напрашивается вывод, что коррупция в налоговой службе по-прежнему процветает.

Как же работает этот самый

 Телефон доверия налоговой инспекции

Чтобы узнать о работе телефона доверия надо узнать о его существовании. Для этого налоговые органы должны выложить информацию на своих сайтах, стендах и в СМИ, в том числе указать сам номер телефона. Вам встречалось что-то подобное? Мне нет, пока, но будем надеяться, что информация всё-таки достигнет масс.

Установлен он должен быть непосредственно в каждой ФНС. Но если вы думаете, что позвоните и вас внимательно выслушают и тут же помогут, то сильно заблуждаетесь. Телефон круглосуточный, многоканальный и работает в автоматическом режиме, а все сообщения записываются. Потом все эти сообщения должны быть зарегистрированы и обработаны. Только вот как узнать регистрационный номер своего сообщения и результаты его рассмотрения, остаётся загадкой.

В понимании налоговиков, телефон доверия – это канал связи с гражданами и организациями, созданный в целях оперативного реагирования на возможные коррупционные проявления в деятельности работников налоговых органов, а также для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.

Телефон доверия налоговой инспекции

Данное определение сразу вызывает у меня несколько недоумений. Во-первых, «канал связи» получается какой-то односторонний. То есть вы звоните, чтобы сообщить о важном факте коррупции, а вам в ответ автоответчик «спасибо, ваше сообщение принято». И что дальше? Вы, значит, благородный поступок совершили, может даже жизнью рисковали, а ваше сообщение просто записали на носитель без гарантии сохранения этого носителя в целости и сохранности, а также конфиденциальности.

Во-вторых, определение «возможные коррупционные проявления» говорит о недоверии звонящему. Безусловно, поступающая информация должна проверяться, но почему-то возникает ощущение, что нам заведомо дают понять, что все входящие звонки будут ставиться под очень сильное сомнение, при котором проверку начнут с самого звонящего. И вообще, когда это было, чтобы госорганы наказывали своих?!

В-третьих, почему-то не сказано, каким образом будет производится «обеспечение защиты прав и законных интересов граждан» и кто этим будет заниматься. При этом ни слова не сказано об интересах организаций, то есть их права и интересы никого не волнуют.

В-четвёртых, насколько быстрым должно быть это «оперативное реагирование»?! Но об этом чуть позже…

А теперь самое интересное. По общему правилу срок  рассмотрения обращений граждан составляет 30 дней со дня их регистрации. И получается следующая картина: …

Телефон доверия налоговой инспекции

…Звоните вы по телефону доверия налоговой инспекции, чтобы сообщить о факте коррупции, который должен свершиться через 2 дня. Ваше сообщение принял автоответчик, о чём любезно вам сообщил. Дальше ваше сообщение должно быть прослушано сотрудником налоговой и зарегистрировано в специальном журнале. Однако когда это произойдёт и какой номер присвоен вашему сообщению неизвестно. А дальше начинает течь 30-тидневный срок рассмотрения вашего обращения. Более того, если вдруг вы позвонили не по адресу, то есть рассмотрение вашего вопроса относится к компетенции, например, правоохранительных органов, а не налоговой службы, то последняя должна его переадресовать по назначению. А это значит новый срок регистрации обращения и новый срок его рассмотрения. А если органом для всестороннего рассмотрения вашего вопроса будут запрошены документы от других органов, то срок ещё может быть и увеличен вдвое.

И перспектива оперативного реагирования на коррупционные действия сотрудников налоговой инспекции, а также своевременная защита ваших прав и интересов, становится удручающей. Зато сколько бюджетных денег тратиться на профпереподготовку, повышение квалификации и стажировку специалистов, участвующих в противодействии коррупции, мониторинг коррупционных рисков с привлечением независимых экспертов и пр. И ведь во всех остальных госорганах всё происходит по той же схеме.

Телефон доверия налоговой инспекции

Конечно, вряд ли телефон будет разрываться от нескончаемых звонков. Но суть дела от этого не меняется. У нас госслужащие не привыкли гореть на работе. Так что, решив сообщить налоговой инспекции о подкупности её сотрудников, помните о том, что оперативность реагирования на ваш сигнал может не оправдать ваших надежд, а результат рассмотрения вашего обращения разочаровать.

Однако, не смотря ни на что, молчать не стоит. Если не вы, то вас. Поэтому звоните и сообщайте, ведь круглосуточный многоканальный телефон даёт вам 100-процентную возможность дозвониться автоответчику налоговой, потому что использование телефона доверия не по назначению и в личных целях запрещено.

Не корысти ради, а справедливости для. Ваш юрист.

P.S.

Материал основан на нормах Приказа ФНС от 17.04.2013 г. № ММВ-7-4/147@ “Об утверждении Положения о «телефоне доверия» по вопросам противодействия коррупции в Федеральной налоговой службе”, Приказа ФНС от 16.07.2012 г. N ММВ-7-4/502@ «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Федеральной налоговой службе», Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».