Законодательство РФ обязывает всех владельцев транспортных средств страховать свой автомобиль. Стоимость страховки зависит от множества факторов. Основными причинами различных цен на полис ОСАГО является место оформление полиса и коэффициент безаварийной езды. Оформление полиса ОСАГО зависит от региона проживания. В городах с большим населением и количеством транспортных средств цена за страховку будет выше, чем в городах с меньшим населением. Стоимость также зависит от того, попадал ли водитель в дорожно-транспортные происшествия. Поощрение за безаварийную езду выражается в виде снижения стоимости страховки за счет уменьшения коэффициента бонус-малус (КБМ).

Метод расчета стоимости страховки не достаточно прозрачный, в связи с этим у многих водителей возникает вопрос по поводу итоговой цены полиса ОСАГО. Довольно часто водители узнают о повышении цены за страховку только во время её оформления. Зачастую причиной является повышения коэффициента бонус-малус. В данной статье мы расскажем о том, что такое коэффициент бонус-малус, на что он влияет и как его восстановить.

Что такое КБМ

Первым делом стоит рассмотреть, что такое КБМ и на что он влияет. КБМ – Коэффициент, влияющий на стоимость страхового полиса. Если водитель длительное время не является виновником ДТП, то его КБМ достигает максимального значения, что влечет за собой уменьшение стоимости полиса ОСАГО.

Для чего нужно

Бывают ситуации, когда КБМ может изменяться. В связи с этим увеличивается стоимость полиса ОСАГО. Данный факт не понравится любому автолюбителю. Иногда данный коэффициент принимает значение, равное используемое при расчете стоимости страховки для водителя без опыта. В таком случае следует знать обо всех возможных способах восстановления КБМ в базе данных Российского союза автостраховщиков.

Перед тем как рассматривать процедуру восстановления КБМ необходимо рассмотреть причины некорректного расчета коэффициента бонус-малус. Основные причины использования неправильного КБМ связаны:

  • Смена водительского удостоверения. При замене водительских прав изменяется их номер. КБМ присваивается к определенному водителю согласно номеру водительского удостоверения. Бывают ситуации, когда номер новых водительских прав не вносится в базу РСА. В таком случае расчет стоимости страховки производится согласно КБМ, равным единице;
  • Возникновением путаницы при указании одного водителя в нескольких страховых полюсах. Водитель может оформить полис ОСАГО на своё имя, но также может быть вписан в другой полис в качестве лица, допускаемого к управлению транспортным средством. Во втором случае в качестве страхователя указывается другой водитель, КБМ которого может отличаться. В таком случае может возникнуть путаница в данных;
  • Занесение некорректных данных сотрудниками страховой компании в базу РСА при оформлении полиса ОСАГО;
  • Не занесение актуальных данных о водителе при ликвидации страховой компании.
Важноimportant
Каждая страховая компания обязана обновлять информацию о водителях в базе данных в конце календарного года.

Как восстановить КБМ

Порядок восстановления КБМ состоит из нескольких этапов. Если водитель столкнулся с тем, что его скидка в связи с безаварийным вождением была потеряна, то для её восстановления следует придерживаться следующего порядка действий:

  • Выяснить в какой момент был произведен сброс значения КБМ. Для этого нужно зайти на сайт РСА и проверить изменение коэффициента бонус-малус в каждом месяце;
  • Изменения КБМ хранятся в электронном виде в течение года. Это необходимо для того, чтобы водитель мог отследить произошедшие изменения и составить жалобу в страховую компанию;
  • Дополнительным доказательством некорректного изменения КБМ будут являться старые страховые полисы, при выдаче которых использовалось определенное значение КБМ;
  • Отправка жалобы в страховую компанию, РСА и ЦБ РФ. Если страховая компания была ликвидирована, то жалоба отправляется в последние две организации. К жалобе должны прилагаться необходимые документы, перечень которых мы рассмотрим подробнее;
  • Ждать ответа от страховой компании или от других организаций. Ответ должен быть получен в течение месяца с момента отправки жалобы.
Важноimportant
Если КБМ был изменен давно, и с этого момента было оформлено несколько полисов ОСАГО, то описанные выше действия нужно будет повторить для каждой страховой компании в отдельности.

К жалобе прилагается определенный перечень документов, который состоит из:

  • Старые полиса страхования;
  • Копия водительских прав;
  • Копия удостоверения личности;
  • Документы, подтверждающие переплату при оформлении нового полиса ОСАГО.

Отдельно стоит рассмотреть случаи, когда восстановление КБМ происходит после замены водительских прав или при отсутствии старого полиса ОСАГО.

После замены водительских прав

При получении новых водительских прав изменяется их номер. При оформлении нового полиса ОСАГО используется новый номер водительских прав и при занесении новой информации о правах в базу данных присваивается КБМ равный 1. В таком случае нужно написать обращение в страховую компанию с требованием восстановить прежний КБМ. В качестве причины нужно указать замену водительских прав и указать номер старого удостоверения. Найти его можно на оборотной стороне нового удостоверения.

Инфоinfo
Если смена удостоверения происходит во время действия страховки, то после процедуры замены нужно обратиться в страховую компанию с требованием изменить номер. Это необходимо для того, чтобы не возникло трудностей, если водитель попал в ДТП.

Если нет старого полиса ОСАГО

Достаточно часто водители не хранят старый полис ОСАГО. В таком случае алгоритм восстановления КБМ включает в себя:

  • Выявление даты изменения КБМ на официальном сайте РСА;
  • Отправка жалобыв компанию, предоставляющую страховые услуги. В качестве причины следует изъявить требование восстановить коэффициент бонус-малус и обязательно указать тот факт, что старый полис был утерян.

Как подать жалобу

Подать жалобу с требованием восстановить КБМ можно несколькими способами:

  • Наиболее распространенным способом является передача жалобы в страховую компанию лично. Для этого нужно посетить любое представительство страховой компании;
  • Также существует возможность подачи жалобы через интернет. Для этого нужно посетить сайт страховой компании или РСА. В последнем случае нужно загрузить бланк заявления и ввести в него всю необходимую информацию. После того как документ будет оформлен должным образом его нужно отправить на электронный адрес РСА;
  • Отправить жалобу с требованием восстановить КБМ можно по почте. В таком случае все документы нужно отправить заказным письмом с последующим уведомлением о доставке. Также к заказному письму следует приложить список прилагаемых документов.
Инфоinfo
Рассмотрение жалобы занимает до 30 дней.