Потребность в компенсации морального вреда возникает в случае фиксации некомпетентного или непрофессионального отношения продавца, исполнителя или подрядчика по отношению потребителю. Если в ответ на такое поведение покупатель/клиент испытывает душевные или физические страдания, он может рассчитывать на получение определенных денежных выплат в качестве моральной компенсации.
В данной статье мы расскажем: что такое моральный вред и как он определяется? кто и когда может потребовать компенсацию за его причинение? на какую сумму компенсационных выплат может рассчитывать потребитель? каков порядок получения выплат при обращении в суд? Читайте далее.
Что значит
Под понятием «моральный вред» следует понимать совокупность физических и душевных терзаний потребителя, которые он испытывает вследствие нарушения его законных прав и интересов. Такие терзания могут быть выражены следующим образом:
- Неприятные физические ощущения (колет сердце, сводит судорогой мышцы и проч.);
- Нервные переживания, которые выражаются в подергивании глаза, брови, лица и других частей тела;
- Сильные головные боли, мигрени, обмороки;
- Бессонница, ощущение тревоги, панические атаки;
- Развитие психических заболеваний.
Кто и когда может требовать
Рассчитывать на получение материальной компенсации за причинение морального вреда может:
- Покупатель, который приобрел продовольственный или непродовольственный товар;
- Заказчик какой-то услуги или спекта работ;
- Другие покупатели товара, которые приобрели его у первоначального покупателя, если в пери действия гарантии у него обнаружился какой-то дефект или неисправность;
- Вторичные покупатели, если у приобретенного товара в течение срока службы обнаружился какой-то существенный недостаток или неисправность;
- Обычные граждане (не клиенты и не покупатели), жизни и здоровью которых был причинен вред в ходе контакта с товаром или результатом оказания какой-то услуги.
Что касается основания, по которому можно требовать выплат за моральный ущерб, то им может стать:
- Отказ продавца продавать покупателю товар, т.е. заключать с ним сделку укпли-продажи;
- Купленный товар оказался ненадлежащего качества (дефектный, бракованый или вовсе неисправный);
- Изготовитель или подрядчик нарушил оговоренные сроки выполнения работ/оказания услуги;
- Порча товара не по вине покупателя, а по вине продавца, поскольку тот не предоставил исчерпывающую информацию относительно его эксплуатации;
- Эксплуатация товара обернулась для потребителя порчей собственного здоровья;
- Другие причины, пособствующие душевным и физическим страданиям потребителя.
Сколько можно получить
Моральный вред допускается компенсировать исключительно в денежном эквиваленте, т.е. компенсировать его какими-то вещами или услугами нельзя. Величину материальной компенсации потребитель может определить сам (в разумных пределах). При этом, следует принять во внимание:
- Степень виновности продавца/изготовителя/исполнителя;
- Манера поведения ответственной стороны в момент обращения потребителя (понимание или же отрицание признавать свою вину и действовать в соответствии с регламентом);
- Характер и величина негативных последствий для потребителя;
- Сила и длительность страданий для потерпевшей стороны.
При этом следует учитывать, что определяя размер компенсацию, не стоит учитывать:
- Стоимость товара/услуги;
- Степень финансовой стабильности продавца/исполнителя и т.д.
Окончательное решение по поводу размера выплат в качестве компенсации морального вреда примет суд. Так:
- В большинстве случае, когда степень морального ущерба оценивается, как «средняя», пострадавшему лицу выплачивается около 10 000 рублей;
- Если продавец полностью отказывается признавать свою вину и идти на встречу оскорбленного потребителя, размер компенсации может достичь 20 000 рублей;
- Если помимо морального вреда потребитель пострадал физически (например, получил ожоги), сумма компенсации может составить около 30 000 рублей и выше.
Как обращаться в суд
Сделать это можно как в свободной форме, так воспользовавшись образцом заполнения типовой формы документа.
В стандартной претензии следует указать следующую информацию:
- Реквизиты магазина/организации, в отношении которой подается претензионное ходатайство;
- Реквизиты покупателя/клиента;
- Описание причины подачи жалобы;
- Описание характера морального вреда, который был причинен потребителю;
- Обоснование размера компенсации, которую хочет получить потребитель;
- Упоминание намерения обратиться в вышестоящие органы в случае неудовлетворения требований подаваемого ходатайства;
- Сроки, в течение которых должны быть удовлетворены требования;
- Дата подачи претензии, а также личная подпись заявителя.
Первоначально следует позаботиться о составлении искового заявления. В нем следует указать:
- Реквизиты суда, в который подается иск, а также реквизиты сторон истца и ответчика (ФИО, наименование организации, юридический адрес, а также адрес постоянной регистрации, контактный телефон);
- Цена иска;
- Название документа, а именно – «Исковое заявление о взыскании компенсации морального вреда»;
- Описание сложившейся ситуации и причины обращения в суд. Здесь же следует упомянуть о предпринятой попытке досудебного урегулирования конфликтной ситуации и нежелании стороны ответчика идти на уступки;
- Размер компенсации, которую хочет получить истец, а также обоснование ее величины. В подтверждение своим словам следует перечисть перечень документов, которые будут приложены к иску, например: больничный лист, трудовая книжка, свидетельство о разводе и проч.;
- Изложение основных требований к суду со ссылкой на подходящие нормативно-правовые акты;
- Перечисление перечня прилагаемой документации;
- Дата подачи иска, а также личная подпись.
Свежие комментарии