Потребность в компенсации морального вреда возникает в случае фиксации некомпетентного или непрофессионального отношения продавца, исполнителя или подрядчика по отношению потребителю. Если в ответ на такое поведение покупатель/клиент испытывает душевные или физические страдания, он может рассчитывать на получение определенных денежных выплат в качестве моральной компенсации.

В данной статье мы расскажем: что такое моральный вред и как он определяется? кто и когда может потребовать компенсацию за его причинение? на какую сумму компенсационных выплат может рассчитывать потребитель? каков порядок получения выплат при обращении в суд? Читайте далее.

Что значит

Под понятием «моральный вред» следует понимать совокупность физических и душевных терзаний потребителя, которые он испытывает вследствие нарушения его законных прав и интересов. Такие терзания могут быть выражены следующим образом:

  • Неприятные физические ощущения (колет сердце, сводит судорогой мышцы и проч.);
  • Нервные переживания, которые выражаются в подергивании глаза, брови, лица и других частей тела;
  • Сильные головные боли, мигрени, обмороки;
  • Бессонница, ощущение тревоги, панические атаки;
  • Развитие психических заболеваний.

Кто и когда может требовать

Рассчитывать на получение материальной компенсации за причинение морального вреда может:

  • Покупатель, который приобрел продовольственный или непродовольственный товар;
  • Заказчик какой-то услуги или спекта работ;
  • Другие покупатели товара, которые приобрели его у первоначального покупателя, если в пери действия гарантии у него обнаружился какой-то дефект или неисправность;
  • Вторичные покупатели, если у приобретенного товара в течение срока службы обнаружился какой-то существенный недостаток или неисправность;
  • Обычные граждане (не клиенты и не покупатели), жизни и здоровью которых был причинен вред в ходе контакта с товаром или результатом оказания какой-то услуги.

Что касается основания, по которому можно требовать выплат за моральный ущерб, то им может стать:

  • Отказ продавца продавать покупателю товар, т.е. заключать с ним сделку укпли-продажи;
  • Купленный товар оказался ненадлежащего качества (дефектный, бракованый или вовсе неисправный);
  • Изготовитель или подрядчик нарушил оговоренные сроки выполнения работ/оказания услуги;
  • Порча товара не по вине покупателя, а по вине продавца, поскольку тот не предоставил исчерпывающую информацию относительно его эксплуатации;
  • Эксплуатация товара обернулась для потребителя порчей собственного здоровья;
  • Другие причины, пособствующие душевным и физическим страданиям потребителя.
Инфоinfo
Если после жалобы покупателя/клиента продавец/изготовитель соглашаются удовлетворить требование о замене/ремонте или возврате денег за товар, это не избавляет их от обязанности выплатить пострадавшей стороне материальную компенсацию.

Сколько можно получить

Моральный вред допускается компенсировать исключительно в денежном эквиваленте, т.е. компенсировать его какими-то вещами или услугами нельзя. Величину материальной компенсации потребитель может определить сам (в разумных пределах). При этом, следует принять во внимание:

  • Степень виновности продавца/изготовителя/исполнителя;
  • Манера поведения ответственной стороны в момент обращения потребителя (понимание или же отрицание признавать свою вину и действовать в соответствии с регламентом);
  • Характер и величина негативных последствий для потребителя;
  • Сила и длительность страданий для потерпевшей стороны.

При этом следует учитывать, что определяя размер компенсацию, не стоит учитывать:

  • Стоимость товара/услуги;
  • Степень финансовой стабильности продавца/исполнителя и т.д.

Окончательное решение по поводу размера выплат в качестве компенсации морального вреда примет суд. Так:

  • В большинстве случае, когда степень морального ущерба оценивается, как «средняя», пострадавшему лицу выплачивается около 10 000 рублей;
  • Если продавец полностью отказывается признавать свою вину и идти на встречу оскорбленного потребителя, размер компенсации может достичь 20 000 рублей;
  • Если помимо морального вреда потребитель пострадал физически (например, получил ожоги), сумма компенсации может составить около 30 000 рублей и выше.

Как обращаться в суд

Вниманиеattention
Прежде чем переходить к составлению искового заявления о компенсации морального вреда, следует предпринять попытку досудебного урегулирования ситуации. Для этого потребуется составить претензию.

Сделать это можно как в свободной форме, так  воспользовавшись образцом заполнения типовой формы документа.

В стандартной претензии следует указать следующую информацию:

  • Реквизиты магазина/организации, в отношении которой подается претензионное ходатайство;
  • Реквизиты покупателя/клиента;
  • Описание причины подачи жалобы;
  • Описание характера морального вреда, который был причинен потребителю;
  • Обоснование размера компенсации, которую хочет получить потребитель;
  • Упоминание намерения обратиться в вышестоящие органы в случае неудовлетворения требований подаваемого ходатайства;
  • Сроки, в течение которых должны быть удовлетворены требования;
  • Дата подачи претензии, а также личная подпись заявителя.
Инфоinfo
Срок рассмотрения претензии, по закону, не должен превышать 10 дней. Если по истечении этого временного отрезка не поступает никакого ответа, потребитель вправе переходить на следующую стадию и обращаться в суд.

Первоначально следует позаботиться о составлении искового заявления. В нем следует указать:

  • Реквизиты суда, в который подается иск, а также реквизиты сторон истца и ответчика (ФИО, наименование организации, юридический адрес, а также адрес постоянной регистрации, контактный телефон);
  • Цена иска;
  • Название документа, а именно – «Исковое заявление о взыскании компенсации морального вреда»;
  • Описание сложившейся ситуации и причины обращения в суд. Здесь же следует упомянуть о предпринятой попытке досудебного урегулирования конфликтной ситуации и нежелании стороны ответчика идти на уступки;
  • Размер компенсации, которую хочет получить истец, а также обоснование ее величины. В подтверждение своим словам следует перечисть перечень документов, которые будут приложены к иску, например: больничный лист, трудовая книжка, свидетельство о разводе и проч.;
  • Изложение основных требований  к суду со ссылкой на подходящие нормативно-правовые акты;
  • Перечисление перечня прилагаемой документации;
  • Дата подачи иска, а также личная подпись.

Образец иска