Ко мне часто обращаются с вопросом «как написать претензию на возврат денег?». И вся проблема в том, что народ не может найти ответ во всемирной паутине. Да и как его найти, если каждая ситуация индивидуальна и невозможно придумать один вариант на всех. К тому же спорные отношения вытекают из разных видов договоров: купля-продажа, поставка, подряд, аренда и другие. И каждую отдельную ситуацию надо рассматривать с точки зрения различных правовых норм, так как для каждого договора они свои.
Но раз уж возникает такая острая необходимость где-нибудь подглядеть универсальный образец, я решила подсказать организациям и ИП как написать претензию, рассмотрев наиболее частые проблемы, вытекающие из договоров поставки.
Самые распространённые нарушения договора поставки — это: нарушение срока поставки и просрочка оплаты товара. Вот эти два варианта мы и рассмотрим.
сначала указываем адресат
Генеральному директору
ООО «Гигант»
Иванову И. И.
100100, г. Москва
ул. 8 марта, д. 1, стр. 8
подразумевается, что письмо печатается на бланке организации, а потому обратный адрес указывать не нужно
ПРЕТЕНЗИЯ
01.01.12 г. между ООО «Гигант» (поставщик) и ОАО «Мегагигант» (покупатель) был заключён договор поставки № 1 на поставку морозильных установок в количестве 2 штук. Поставка товара производится в течение 10 рабочих дней с момента его оплаты (п. 2.1 договора).
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательство должно быть исполнено надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
14.01.12 г. поставщик выставил покупателю счёт на оплату № 1234 в сумме 500 000-00 рублей, оплаченный покупателем 17.01.12 г. (п/п № 567). Таким образом, поставка товара должна быть осуществлена не позднее 31 января 2012 г.
Срок начинает течь на следующий день после оплаты и в него не входят выходные и праздничные дни: 17.01. (понедельник) – день оплаты, срок начинает течь 18.01. Дальше отсчитываем 10 рабочих дней, как указано в нашем договоре, минус выходные дни. Таким образом, последний день поставки приходится на 31.01.
Однако, до настоящего момента товар нам не поставлен.
В соответствии с п. 5.6 договора, в случае просрочки поставки товара поставщик уплачивает покупателю пени в размере 0,1 % от стоимости непоставленного товара за каждый день просрочки.
Следовательно, ООО «Гигант» обязано уплатить пени в размере 45 000-00 рублей:
500 000 х 0,1 % х 90 = 45 000, где
500 000-00 – стоимость непоставленного товара;
90 – количество дней просрочки поставки товара (с 01.02.12 г. по 30.04.12 г.)
в случае отсутствия в договоре условия о неустойке можно насчитать проценты за пользование чужими денежными средствами. Порядок расчёта можно найти здесь.
Согласно ст. 463 ГК РФ, в случае отказа передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора.
На основании изложенного предлагаем Вам осуществить поставку морозильных установок в количестве 2 штук и оплату штрафных санкций в сумме 45 000-00 рублей (процентов за пользование чужими денежными средствами) в течение 7 (семи) дней с момента получения настоящей претензии (ст. 314 ГК РФ).
В случае невыполнения указанных обязательств в установленный срок будем вынуждены отказаться от исполнения договора поставки № 1 от 01.01.12 г. в соответствии со ст. 523 ГК РФ, и обратиться в суд за взысканием денежных средств, перечисленных в оплату товара, и штрафных санкций. Сумма иска также увеличится на сумму госпошлины.
Надеемся на урегулирование спора в досудебном порядке!
(последняя фраза необязательна)
Приложение: копия п/п № 567 от 17.01.12 г.
Наши банковские реквизиты:
ИНН
КПП
р/с в
БИК
Генеральный директор
ОАО «Мегагигант» П. П. Петров
Теперь просрочка оплаты.
сначала указываем адресат
Генеральному директору
ООО «Гигант»
Иванову И. И.
100100, г. Москва
ул. 8 марта, д. 1, стр. 8
подразумевается, что письмо печатается на бланке организации, а потому обратный адрес указывать не нужно
ПРЕТЕНЗИЯ
В рамках договора поставки № 1 от 01.01.12 г. ООО «Гигант» (поставщик) 14.01.12 г. поставило в адрес ОАО «Мегагигант» (покупатель) по товарной накладной № 62/14 морозильные установки в количестве 2 штук.
По условиям п. 2.1 договора оплата товара производится в течение 3-х банковских дней с момента его поставки. Таким образом, оплата товара должна быть произведена не позднее 17 января 2012 г.
Банковские дни – это те же рабочие: 14.01. (понедельник) – день поставки, срок для оплаты начинает течь 15.01. Дальше отсчитываем 3 рабочих дня, как указано в нашем договоре. Таким образом, последний день оплаты приходится на 17.01.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательство должно быть исполнено надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В оплату товара был выставлен счёт № 1234 в сумме 500 000-00 рублей, который до настоящего времени не оплачен.
В соответствии с п. 5.6 договора, в случае просрочки оплаты товара покупатель уплачивает поставщику пени в размере 0,1 % от стоимости неоплаченного товара за каждый день просрочки.
Следовательно, ООО «Мегагигант» обязано уплатить пени в размере 45 000-00 рублей:
500 000 х 0,1 % х 104 = 52 000, где
500 000-00 – стоимость непоставленного товара;
90 – количество дней просрочки поставки товара (с 18.01.12 г. по 30.04.12 г.)
в случае отсутствия в договоре условия о неустойке можно насчитать проценты за пользование чужими денежными средствами. Порядок расчёта можно найти здесь.
На основании изложенного предлагаем Вам погасить образовавшуюся задолженность в общей сумме 552 000-00 рублей, где 500 000-00 рублей – сумма основного долга, 52 000-00 рублей – пени за просрочку оплаты (проценты за пользование чужими денежными средствами) в течение 7 (семи) дней с момента получения настоящей претензии (ст. 314 ГК РФ).
В случае неполучения денежных средств в установленный срок будем вынуждены обратиться в суд для принудительного взыскания, где сумма иска увеличится на сумму госпошлины.
Надеемся на урегулирование спора в досудебном порядке!
(последняя фраза необязательна)
Приложение: копия товарной накладной № 62/14 от 14.01.12 г.
Наши банковские реквизиты:
ИНН
КПП
р/с в
БИК
Генеральный директор
ОАО «Мегагигант» П. П. Петров
Руководствуясь практикой, могу сказать, что начисление штрафных санкций – это последняя мера при решении проблемы. Если организации долго сотрудничают, то пытаются сначала решить всё мирным путём. Пени и проценты указываются в претензии только как угроза взыскать их в судебном порядке. И даже когда указан их расчёт, ещё не значит, что должник обязательно их оплатит. Зато основной долг вернёт наверняка.
Как определить, какой указать срок для рассмотрения претензии, смотрите здесь. Если договором не установлен такой срок, руководствуемся ст. 314 ГК РФ.
Не забывайте принимать во внимание условия договора. Повторяюсь, что тексты претензий не являются универсальными. Главное уяснить принцип лаконичного изложения:
1) сначала указать, какие правоотношения возникли между сторонами и на основании чего;
2) потом сослаться на условия договора об обязательствах сторон;
3) потом указать, какие обязательства стороной нарушены;
4) далее делаем ссылку на законодательство, предусматривающее ответственность за подобные нарушения обязательств;
5) в конце указываем, какие действия должен совершить должник в целях выполнения принятых на себя обязательств, и последствия невыполнения им этих обязательств.
Пункты 2-4 могут повторяться, если должник нарушил несколько обязательств, предусмотренных договором.
Дерзайте, будут вопросы – обращайтесь.
Если информация была для вас полезной, поделитесь статьёй в социальных сетях.
P.S.
Материал основан только на личном опыте, поскольку форма претензии не предусмотрена законодательством.
Cама неделю назад писала претензию на возврат. Искала образец в интернете, но все образцы изобилуют многочисленными статьями из законов… В общем написала всё своими словами. Продавец оказался цивилизованным и принял такую претензию. Все закончилось благополучно. А за статью спасибо — такие вещи изредка, но приходится оформлять.
Елена, если вы писали от физического лица, то юридический язык вам и не требуется. В статье же идёт речь об отношениях юрлиц, а здесь уже без ссылок на статьи не обойтись.
Прочитала статью и вспомнила, как в 80-е годы работала товароведом. Ох, и пришлось же мне этих претензий пописать — мрак! Иногда бывало из-за одного слова вся работа летела насмарку. А сколько судов пришлось пройти!!! Отсюда вывод, что написание претензии дело не простое!
Люблю, когда разъяснения с примерами, сразу все встает на свои места.
Действительно приемлемый вариант сложно найти, а так посмотрел на образец и быстренько написал претензию. Многим ведь просто достаточно чтобы пришла такая бумага, и они соответственно среагируют
Здравствуйте! а можно такой вопрос: как бы правильно и грамотно написать претензию поставщику за то что он изменил цену в одностороннем порядке . в договоре это условие не оговорено! спасибо за ответ.
Здравствуйте. А в договоре (или счёте на оплату) указан период, в течение которого цена является фиксированной?
вы знаете меня даже больше интересует, как написать наши требования поставщику.?? подскажите пожалуйста
Вот вам судебная практика.
да, я все пересмотрела там явное нарушение с их стороны, не могу сформулировать красиво))
огромное спасибо за постановление! очень помогло разобраться!!