Знаете, как начался мой самый первый рабочий день в должности юрисконсульта? Меня посадили за компьютер, дали в руки неоплаченный счет и сказали: «Пиши претензию». «Чё писать?!», — недоумённо подумала я, и мужественно засела в word, знакомство с которым тоже было первым.
Сегодня интернет с лёгкостью ответит вам, что претензия – это письменное требование, адресованное к должнику, об устранении нарушений исполнения обязательства. А тогда интернет, так же, как и пейджер, был роскошью. И моё, только начавшееся, студенческое образование ввело меня в нехилый ступор. Но, лозунг первого вождя мирового пролетариата («учиться,…!») довёл дело до логического завершения.
Оставим лирику. Итак, существует досудебный порядок урегулирования спора. Иногда он обязателен, на что указывает законодательство, иногда вы сами можете к нему прибегнуть. В любом случае суд спросит вас, пытались ли вы урегулировать спор в досудебном порядке и как. Поэтому желательно его соблюсти. Это может сэкономить ваше время, нервы и деньги.
Досудебное решение спорной ситуации – это ваша переписка с должником (с тем, кто ненадлежаще исполнил своё обязательство перед вами: не заплатил за товар/работу/услугу, продал товар ненадлежащего качества, недопоставил товар, нарушил срок выполнения работ/услуг и т. д.). Если переговоры не дали результатов (устные или письменные), необходимо выставить претензию.
Претензия – это уменьшенное исковое заявление (иск), в котором вы излагаете суть дела и ваши требования. В интернете можно найти любые формы претензий, подходящие к вашей ситуации, уже имеющие ссылки на законодательство, так что и напрягаться особо не нужно, подставил текст, распечатал и отправил. Но давайте всё-таки разберем из чего состоит претензия:
- Шапка – реквизиты должника, реквизиты заявителя (т. е. ваши; организация использует свой бланк);
- Название – ПРЕТЕНЗИЯ;
- Содержание: суть дела; ссылка на нормы закона и договора, нарушенные должником; ваши требования и их причины; срок удовлетворения ваших требований; предупреждение о возможном обращении в суд в случае неисполнения ваших требований;
- Заключение: ваши банковские реквизиты (если требование о возврате денег); приложение копий документов, подтверждающих всё изложенное в претензии (организация заверяет печатью и подписью «копия верна»); дата и ваша подпись (для организаций: подпись руководителя и печать);
- Распечатываем в двух экземплярах: один себе, один должнику.
Готово. Если есть возможность, вручите лично, чтоб не тратить деньги и время на почту. Заодно ещё разок увидитесь со своим должником и подействуете ему на нервы, всегда приятно. Не побрезгуйте взять у него автограф и проставить дату на вашем экземпляре, да не забудет он этот памятный день.
Соскучились по почтовым очередям? Понимаю, из Москвы до Владивостока быстрее почтой, чем пешком. Тогда обязательно отправляем заказным письмом с уведомлением. Уведомление вернётся к вам, в нем будет указана дата получения вашей претензии. От этой даты отсчитываем срок, который вы дали должнику на исправление своих грехов. Не уложился? В суд!
Теперь немного вернёмся к сроку удовлетворения ваших требований. Тоже хитрая штука. Откуда взять этот срок, и какой указать. Иногда срок удовлетворения претензий указывается в договоре, который вы заключили с должником, это самый легкий вариант. Иногда срок предусмотрен законодательством. Но если нет ни того, ни другого, должнику даётся 7 дней для удовлетворения претензии.
Никто не обещает вам, что после получения претензии должник не будет с вами бодаться, ещё как будет, и вы должны быть к этому готовы. Но если возражения должника не обоснованы и направлены только на затягивание решения вопроса, готовьтесь к суду. Иначе переписка может быть бесконечной.
Что ж, дерзайте, всё в ваших руках. И не забывайте, что претензия не просто письмецо для запугивания, типа «слышь ты, деньги верни, а то в суд пойду», а очень важный документ, который должен быть грамотно составлен, потому что на его основе будут строиться ваши будущие исковые требования. Чем чётче и обоснованнее будет составлена ваша претензия, тем больше вероятности действительно завершить спор в досудебном порядке!
Уважаю вас, горжусь вами. Ваш юрист.
P.S.
Материал основан на личном опыте. Нормы законодательства не содержат понятия претензии, как документа, и не предусматривают её форму. Срок исполнения обязательства определен ст. 314 Гражданского кодекса.
Спасибо за статью. Очень подробно и понятно описаны все этапы прохождения процедуры предъявления претензии. Дай только Бог, чтобы не пришлось сталкиваться с ситуациями, при которых пришлось бы говорить: » У меня к Вам претензия», а тем более решать вопросы в судебном порядке.
А мне на днях несказанно повезло. Мне вернули деньги за неисправный фотоаппарат. Правда сдавать его пришлось дважды, т.к. в первый раз, в центре по гарантийному ремонту дефекта не обнаружили. В итоге мне было предложено написать заявление на обмен товара или возврат денег. Всё просто, быстро и доброжелательно. Но я помню время, когда дефектный товар возвратить без затяжного боя вернуть в магазин было практически невозможно. Радует, что правило: потребитель всегда прав начинает действовать.
Что такое претензия, мне пришлось узнать, когда работала товароведом, а было это в конце 70-х. От правильности оформления зависит многое и я в этом убедилась, когда пришлось по началу побывать в арбитражном суде.
Признаюсь честно, так не люблю все эти претензии и встречи с бракованным товаром. Любишь не любишь жизнь заставляет и скоро мне придется писать претензию, сейчас знаю что и как оформляется, спасибо. Месяц назад купили ионизатор воздуха, а он сдох… пока отнесли в гарантийку и решается вопрос о замене. Неприятная процедура…
Ох, Людмила, чувствую, предстоит бодаться за возврат денег, за неисполнение обязательств. Я, конечно, не разорюсь без этой суммы, но дело принципа. С какой стати ее дарить?