К сожалению, аварии на дорогах общего пользования сегодня не являются редкостью. Но для защиты прав и интересов потерпевших в результате ДТП существуют отдельные правовые основы автострахования гражданской ответственности. Именно полис ОСАГО служит гарантией того, что виновнику аварии не придется самому возмещать вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других участников дорожного движения. Ну и конечно, без него в принципе запрещено управлять любым транспортным средством.

Несмотря на все обещания, страховые компании часто не спешат расставаться со своими средствами и находят множество причин, как отсрочить или вовсе не выплачивать клиенту возмещение. Наиболее частая причина отказа – произошедшее событие, не предусмотренное договором страхования. Чтобы не стать жертвой обмана и не остаться наедине со своими проблемами, нужно четко понимать, что входит в страховой случай по ОСАГО. О том, как зафиксировать его в момент наступления и сразу установить размер выплат, мы и расскажем в данной статье.

Что это

Инфоinfo
Согласно Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», пострадавший в ДТП имеет право на получение выплат по договору.

При этом страховое покрытие производится в пределах, строго установленных на законодательном уровне. Компенсация начисляется только при наступлении страхового случая – ситуации, которой довольно сложно дать однозначное определение. Попробуем разобраться в этом подробнее.

Инфоinfo
В законодательстве страховым случаем признается какое-либо событие, при наступлении которого страховщик обязан выплатить определенную денежную сумму страхователю в соответствии с заключенным договором.

Основываясь на том, подходит ли конкретное ДТП под это определение, компания принимает решение – выплачивать возмещение или отказать клиенту. Если случай все-таки является страховым, то в течение 10 дней она должна составить соответствующий акт, а затем предоставить денежные средства либо передать автомобиль потерпевшей стороны на СТО.

Главные критерии

Нужно помнить, что ОСАГО – это, прежде всего, страхование не самого водителя, а формы и степени его ответственности перед другими участниками дорожного движения. То есть, владелец полиса не имеет никаких оснований на то, чтобы претендовать на ремонт своего автомобиля за счет средств страховщика. Он может рассчитывать исключительно на возмещение ущерба, причиненного другому автомобилю.

Разберем подробнее случаи, при которых страхователь получает выплаты от страховщика:

  • Повреждение чужого автомобиля или иного средства передвижения;
  • Причинение вреда жизни или здоровью водителей и пассажиров, находящихся в пострадавшем автомобилей;
  • Нанесение травм пешеходу или его смерть;
  • Причинение вреда государственному, муниципальному или частному имуществу (забор, столб, дорожные средства ограждения).

Во всех этих ситуациях страховщик обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию, размер которой напрямую зависит от степени причиненного ущерба. Объектом происшествия могут выступать все транспортные средства вне зависимости от их категорий.

Важноimportant
Тем не менее, если обстоятельства вашей аварии не установлены в договоре страхования как страховой случай, то и обращаться за выплатами не имеет смысла. Поэтому внимательно читайте условия соглашения – особенно пункт о ситуациях, подлежащих возмещению. Это важно еще и для того, чтобы не стать жертвой мошеннических схем страховых агентов и организаций.

Размер выплат

Конечная сумма выплат будет зависеть от ряда факторов. Определяющим моментом же всегда служит размер нанесенного ущерба и стоимость восстановления автомобиля. Но, к сожалению, сумма компенсации в некоторой степени ограничена законодательством. Ее минимальный предел не регулируется строго, а вот максимальный – всегда неизменен. К настоящему времени он составляет:

  • 400 тысяч рублей – в случае причинения вреда жизни или здоровью;
  • 500 тысяч рублей – при нанесении ущерба имуществу.

Точная сумма определяется по единой методике расчета ущерба исходя из стоимости деталей, подлежащих замене, расходных материалов и восстановительных работ, а также степени износа автомобиля. Разумеется, пострадавший водитель далеко не всегда может рассчитывать на максимальную компенсацию. Если причиненный ущерб не покрывается страховкой, пострадавшему водителю придется самостоятельно нести все расходы, возникшие вследствие ДТП.

Вниманиеattention
В любом случае СК должна определиться с итоговой суммой не позднее, чем через 20 дней с момента обращения страхователя.

Как установить

Обязанность соблюдения условий договора страхования лежит не только на страховщике, но и на страхователе. В частности, он должен соблюдать определенный порядок действий при возникновении страхового случая. Иначе автовладельцу могут отказать в выплате возмещения – из-за того, что не будет возможности определить, в результате какого происшествия были получены повреждения.

Итак, порядок действий водителя при наступлении страхового случая по ОСАГО должен выглядеть следующим образом:

  • Поставить знаки аварийной остановки;
  • Задокументировать обстоятельства произошедшего с помощью сотрудников ГИБДД;
  • Зафиксировать место аварии на фото или видео;
  • Сообщить об аварии страховщику;
  • Подать заявление о выплате возмещения;
  • Провести независимую оценку ущерба авто.

Согласно правилам страхования ОСАГО, автовладельцу нужно будет сообщить другим участникам аварии сведения о названии своей страховой компании и ее местонахождении.

Инфоinfo
Иногда страховщики даже выдают своим клиентам специальные бланки извещения, которые необходимо заполнить прямо на месте ДТП, а затем передать их в организацию для получения компенсации.

Если спор с организацией дошел до независимой экспертизы, рекомендуется согласовать все действия с потерпевшей стороной, после чего предоставить результаты оценки своему страховщику. СК же обязана учесть их в целях выяснения обстоятельств случившегося.

Что делать в случае отказа в возмещении

Прежде чем начать разбираться с причинами, почему вам отказали в выплате возмещения, нужно внимательно перечитать условия договора страхования. Вполне возможно, что страховая компания правомерно не захотела выплачивать вам денежные средства. К законным случаям уклонения от выплаты можно отнести:

  • Отсутствие ОСАГО у одного из участников ДТП;
  • Умысел владельца страховки о возникновении ущерба;
  • Слишком позднее обращение страхователя за компенсацией;
  • Причинение вреда из-за перевозимого груза;
  • Повреждение автомобиля в результате практики, соревнований или прохождения тестов;
  • Нанесение ущерба работнику, защищенному по другому виду страхования;
  • Порчу имущества в результате погрузки или разгрузки транспортного средства.
Важноimportant
Если страховщик уклоняется от своих обязательств под самыми разными необоснованными предлогами, нужно во что бы то ни стало добиться справедливости и не бояться защищать свои права в соответствующих инстанциях.

Но прежде чем обращаться в суд, необходимо пройти процедуру досудебного урегулирования спора. Так, вы можете:

  • Подать жалобу руководству СК, не забыв указать в ней свои точные контактные данные и номер договора страхования;
  • Если нарушение закона со стороны страховщика было более грубым, можно обратиться сразу в Центральный Банк России или в Российский союз автостраховщиков.

В этом случае также важно грамотно и подробно описать, как именно были нарушены ваши права и подкрепить свои доводы всеми имеющимися доказательствами.

Вниманиеattention
Если в течение 30 дней страховая компания так и не прислала письменного ответа на ваше заявление, вопрос решается уже через суд.

Причем выбор судебной инстанции зависит от суммы исковых требований. При нанесенном ущербе до 50 тысяч рублей дело рассматривается в мировом суде, а все, что выше этой суммы – в районном суде по месту нахождения ответчика.