Большинство жителей РФ проживает в многоквартирных домах и пользуется различными коммунальными услугами — водоснабжением, электричеством, газом и т.д.. И для того, чтобы обеспечивать качественные и бесперебойную подачу этих самых услуг существуют различные управляющие компании. И именно от уровня их работы зависит комфортное проживание жильцов и состояние как дома, так и его территории.

К сожалению, множество управляющих компаний не всегда справляются со своими задачами как нужно. Некачественная уборка, перебои в подаче воды и электричества, обветшание здания — все это знакомо многим жителям многоквартирных домов. Так что же делать в том случае, когда управляющая компания не выполняет поставленных перед ней задач и не обеспечивает надлежащий уход за вверенным ей зданием? В этом случае могут помочь различные жалобы в госслужбы. О том, как они составляются и куда подаются, вам расскажет наша статья.

Как составить жалобу

Для того, чтобы ваше обращение рассмотрели, следует его верно подготовить. У претензий в государственные службы есть строгая форма, и если её нарушить то ваш запрос могут попросту не принять. В стандартной жалобе на управляющую компанию имеется всего три части:

  • Заголовок. В него прописывают данные заявителя (ФИО, адрес регистрации, контакты) и данные госслужбы, заявление принимающей (наименование, адрес);
  • Информационная часть. В ней кратко, но понятно рассказывается о том, в чем именно провинилась управляющая компания и как она отреагировала на поступившую в её адрес претензию. Так же в информационной части прописываются ваши просьбы к госслужбам;
  • Заключение. В него вписывают перечень документов, приложенных к жалобе, подпись и дату подачи заявления.

Следующий важный момент — причина подачи жалобы. Она может различаться в зависимости от того, куда именно претензия подается, но основной перечень всегда остается неизменным. Подавать жалобы на управляющую компанию можно в следующих случаях:

  • Если она не выполняет условий договора;
  • Если она выполняет условия в недостаточной мере;
  • Если управляющая компания игнорирует жалобы от жильцов;
  • Если сотрудники управляющей компании были уличены в мошенничестве;
  • Если управляющей компанией были созданы условия, нарушающие какие — либо нормы (например, санитарные) или факторы, создающие угрозу жизни и здоровью жильцов.
Инфоinfo
При этом нарушение нужно будет как — то доказать. Сделать это весьма просто — к жалобе можно прикрепить фотографии, видеоматериалы (на отдельном электронном носителе), показания других жильцов, заключения экспертов и т.д.. Более того, можно собрать коллективную жалобу, приложив еще и требования других пострадавших — такие жалобы, как правило, намного полезнее стандартных.

Как обратиться в госслужбы

Для того, чтобы подать жалобу в госслужбы, в первую очередь нужно обратиться в саму управляющую компанию для мирного урегулирования конфликта. Так вы не только сможете сэкономить время в том случае, если проблема не слишком сложная, но и получите очень ценный документ — письмо с официальным ответом на вашу претензию. Так что в случае неправомерного отказа на ваше обращение у вас будет документ, фиксирующий отказ сотрудничать. Вы можете обратиться за помощью в следующие службы:

  • Жилищную инспекцию;
  • Роспотребнадзор;
  • Прокуратуру;
  • Суд.
Важноimportant
При подаче жалобы в государственную службу нужно передавать три экземпляра (для себя, для госслужбы и для управляющей компании).

Жилищная инспекция

Жилищная инспекция — государственная служба, которая отвечает за состояние жилых помещений, качество коммунальных услуг, нормы их предоставления и многое другое. Так же она обязана следить за работой управляющих компаний и контролировать качество предоставляемых ими услуг. Обратиться в жилищную инспекцию можно через региональное отделение. Сделать это достаточно просто, нужно передать обращение и документы либо лично, либо по почте.

Стоит отметить, что жилищная инспекция принимает не все жалобы. В первую очередь, она рассматривает именно нарушение норм предоставления услуг, а так же нарушение условий договора. Так же жилищная инспекция рассмотрит проблемы, которые привели к порче общего имущества. А вот на случаи мошенничества и иные правонарушения туда жаловаться малоэффективно. Ответ от жилищной инспекции должен поступить в течение 30 дней.

Роспотребнадзор

Следующая государственная служба, которая уполномочена рассматривать обращения граждан — Роспотребнадзор. Она отвечает за соблюдение закона «О защите прав потребителей». Это сложный комплекс законов, нормативов и правил, по которому должны работать все организации, предоставляющие товары или услуги. И управляющие компании входят в этот список организаций.

Роспотребнадзор — служба весьма универсальная. Она принимает любые жалобы, не касающиеся нарушений гражданских прав, но особенно полезна будет в том случае, если произойдет нарушение договора оказания услуг. Сама форма жалобы полностью аналогична той, что подается в Жилищную инспекцию, подается она так же в региональное отделение. Кроме того, в Роспотребнадзор можно обратиться и онлайн через официальный сайт, но при этом личное обращение будет несколько эффективнее. Рассматривать вашу претензию будут в течение 30 суток.

Одной из наиболее значимых причин обращения именно в Роспотребнадзор является тщательность проверки. Данная госслужба имеет полное право привлекать экспертов различных областей, запрашивать документы от управляющей компании, проводить проверки на месте. Так что проведенное разбирательство будет всесторонним и эффективным. Но обращаться в Роспотребнадзор без письменного ответа от управляющей компании практически бесполезно — жалобу могут легко отклонить.

Прокуратура

Одной из самых эффективных государственных служб, принимающей обращения и жалобы граждан, является прокуратура. Прокуратура отвечает за соблюдение гражданских прав и, на первый взгляд, к управляющим компаниям не имеет никакого отношения. Но в то же время управляющая компания — это юридическое лицо, которое работает напрямую с гражданами, и некоторые её действия вполне могут нарушить их гражданские права. Итак, в прокуратуру можно обратиться в следующих случаях:

  • Если нарушения, допущенные управляющей компанией, несут угрозу здоровью и жизни граждан;
  • Если управляющая компания проигнорировала постановления от других государственных служб;
  • Если за управляющей компанией замечены нарушения гражданских прав жильцов и третьих лиц;
  • Если управляющая компания уличена в мошенничестве и незаконных сборах денежных средств.
Важноimportant
Заявление в прокуратуру отличается от стандартного только одним пунктом — в заголовке, помимо наименования отделения, так же прописываются ФИО и звание его руководителя. Рассмотрение жалобы длится до 30 суток, при необходимости дополнительной проверки или возбуждения дела срок может быть увеличен.

Суд

Последней инстанцией, рассматривающей обращения граждан, является суд. В него можно обратиться либо в том случае, если управляющая компания проигнорировала постановления госслужб, либо если ситуация уникальна и не может быть урегулирована описанными выше службами.

Обращение в суд проходит посредством искового заявления. Оно имеет стандартную форму жалобы, но с одним отличием: в заголовке пишутся истец (то есть подающий иск гражданин или организация) и ответчик (управляющая компания, которая привлекается к ответственности). После подачи искового заявления начинается разбирательство, в ходе которого истец указывает на правонарушение со стороны управляющей компании, а ответчик должен будет оспорить предъявленные обвинения. В том случае, если суд примет сторону истца, ответчик понесет наказание в соответствии с законом и обязан будет устранить ущерб.

Образец жалобы