На рынке вторичного жилья существует множество самых разных схем для обмана покупателей. Двойные продажи, поддельные документы, внезапно объявившиеся наследники – вот далеко не все излюбленные приемы мошенников, от которых не так уж и сложно себя обезопасить. Потенциальному покупателю нужно всего лишь  удостовериться в том, что покупка законна, а объект недвижимости не находится в залоге. Он может это сделать, запросив выписку из ЕГРН – реестра, в котором собраны данные обо всех недвижимых объектах на территории РФ.

С недавних пор справка из реестра превратилась в один из главных документов, которые нужно получать при покупке или продаже квартиры, при сдаче в аренду дома. Собственников жилья все чаще волнует вопрос о том, что представляет из себя выписка из ЕГРН, в каких случаях она используется и где ее получить. Читайте обо всем этом в нашей статье.

Что это за документ

Реестр недвижимости (ЕГРН) представляет собой единую базу данных с информацией обо всем зарегистрированном на территории РФ имуществе. С его помощью можно уточнить сведения о правообладателях недвижимости, а также о его характеристиках, включая кадастровый номер, площадь и место нахождения. Для подтверждения этих данных часто требуется справка или выписка из ЕГРН.

Можно сказать, что современные выписки из реестра – это документы, удостоверяющие право собственности на недвижимый объект, которые уже давно заменили знакомое многим аналогичное свидетельство установленной формы.

Где применяется

Выписка из ЕГРН часто требуется при заключении сделок и различных операций с недвижимостью. Именно из нее покупатель может узнать наиболее полную и достоверную информацию об интересующем его имуществе и проверить, есть ли на нем какие-либо обременения. Ее также могут потребовать банки и государственные учреждения, например, при оформлении кредита под залог дома или квартиры.

Без справки из реестра не рекомендуется совершать следующие сделки с недвижимостью:

  • Покупку или продажу;
  • Дарение;
  • Передачу по наследству;
  • Обмен;
  • Сдачу в аренду;
  • Оформление под залог.
Инфоinfo
Для этих целей чаще всего используется расширенная выдержка или общая справка из государственного реестра. Она включает в себя дополнительные сведения об объекте недвижимости, которые могут получить только ограниченный круг заявителей – собственники жилья.

Какие сведения содержит

Информацию из реестра можно запросить как в бумажной, так и в электронной форме. Оба этих документа содержат примерно одинаковую информацию и имеют схожую юридическую силу. Электронная выписка будет содержать цифровую подпись Росреестра, благодаря чему ее также можно предъявлять по запросу в госорганах и банковских учреждениях.

В расширенной бумажной или электронной выдержке из ЕГРН содержится следующая информация:

  • Данные о владельцах жилья;
  • Форма собственности, в которой находится недвижимость;
  • Общая площадь и назначение;
  • Кадастровый номер и дата его присвоения;
  • Наличие обременений;
  • Графический план и чертеж объекта.

Где получить и сколько стоит

Сведения из реестра недвижимости являются общедоступными, а значит, их может получить любой желающий. Исключение – сведения из расширенной версии документа, получить которые можно только на основании запроса заинтересованных лиц. Причем данные, которые будут указаны в такой справке нельзя использовать, нарушая при этом интересы правообладателя – это запрещено действующим законодательством.

Бесплатная выписка из ЕГРН об объекте недвижимости предоставляется:

  • В отделении Росреестра;
  • В многофункциональных центрах;
  • В почтовых отделениях;
  • В кадастровой палате;
  • Через портал Госуслуги;
  • На официальном сайте Росреестра.
Важноimportant
Прежде чем обратиться в соответствующий орган за выпиской, нужно подготовить определенный комплект документов. Конкретный список зависит от того, кому именно понадобилась информация о недвижимости – физическому или юридическому лицу.

Для получения сведений закрытого характера заявителю понадобятся:

  • Заявление на получение выписки;
  • Паспорт;
  • Квитанция об уплате госпошлины;
  • Доверенность на представителя.

Вся информация из Росреестра предоставляется на платной основе, за исключением выписки о кадастровой стоимости недвижимого объекта. Размер госпошлины за получение выписки из ЕГРН зависит от того, в каком виде будет выдан документ – бумажном или электронном. Так, напечатанная справка будет стоить 750 рублей для физических лиц и 2200 рублей для организаций. В электронном виде она обойдется немного дешевле: для обычных граждан – 300 рублей, а для организаций – 600 рублей.

Как оформить

Получить выписку на бумажном носителе достаточно просто – на данную процедуру в среднем уходит один день. Для того, чтобы заказать выдержку, заявителю нужно выполнить следующие действия:

  • Подготовить указанные выше документы;
  • Обратиться с комплектом бумаг в организацию, занимающуюся оформлением справок из ЕГРН;
  • Заполнить заявление и передать документы;
  • Оплатить услугу и предоставить квитанцию об уплате госпошлины;
  • Получить расписку о принятии документов к рассмотрению;
  • Обратиться за выпиской, когда она будет готова.

Конечно, гораздо проще и быстрее оставить заявку на получение выписки через Интернет. Чтобы сэкономить время и денежные средства, нужно особенно грамотно подойти к вопросу получения электронной справки. Для этого собственнику жилья придется:

  • Посетить официальный сайт Росреестра;
  • Указать свой регион проживания;
  • Перейти в раздел «Электронные услуги и сервисы»;
  • Выбрать рубрику «Получение сведений из ЕГРН»;
  • Кликнуть на услугу «Получить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости»;
  • Указать данные о недвижимом объекте;
  • Заполнить заявление в соответствии со всплывающими подсказками;
  • Указать способ получения выписки – по электронной почте или путем личного посещения Росреестра;
  • Оплатить услугу, используя реквизиты банковской карты;
  • Получить уведомление о готовности документа;
  • Забрать справку в отделении Росреестра или скачать по ссылке, присланной на электронную почту.

Сколько по времени делается

Данные из реестра недвижимости должны быть предоставлены заявителю в течение 3 рабочих дней со дня отправки им соответствующего запроса. Если владелец недвижимости обращается в Росреестр или МФЦ не по месту своей прописки, этот срок может быть продлен до 10 дней. Между прочим, электронные сведения выдаются быстрее, чем на бумажном носителе: в среднем на это уходит от нескольких часов до 1-1,5 суток.