Ежедневно мы потребляем множество товаров и услуг, будь то покупка продуктов в супермаркете или ремонт обуви в мастерской рядом с домом. Прекрасно, когда услуга оказывается качественно и в оговоренные сроки. Но нередко возникают ситуации, когда в процессе оказания услуги или продажи товара нарушаются права потребителя. В этом случае, защитить свои права или интересы покупатель может либо в досудебном (претензионном) порядке, либо обративись в соответствующую судебную инстанцию.

В данной статье мы расскажем: что может послужить основанием для подачи иска о защите прав потребителей? какие требования можно указать при его составлении? как правильно его составить? каков порядок его подачи и рассмотрения? Читайте далее.

Основания для подачи

Все тонкости процедуры досудебного, а также судебного урегулирования потребительских споров подробно описаны в статьях 18 и 29 Закона «О защите прав потребителей». Так, согласно им, законной причиной для подачи искового ходатайства о защите прав потребителей может послужить одно из следующих оснований:

  • Некачественный (бракованный) товар (продовольственный или непродовольственный);

Сюда можно отнести любые дефекты внешнего плана приобретенной вещи (трещины, царапины, сколы и проч.) или истекший срок годности (касается продуктов).

  • Ненадлежащим образом оказанная услуга. Например, нарушение сроков, качества или продолжительности предоставляемой услуги.  Сюда также можно отнести требование исполнителя (который оказывает услугу) уплатить  сумму, превышающую изначально оговоренную.

В случае обнаружения ненадлежаще оказанной услуги или продажи некачественного товара, потребитель вправе вернуть его, потребовав замены или возврата ранее уплаченной суммы денег. Зафиксировать намерение произвести возврат или обмен некачественного товара/услуги  покупатель/клиент должен в письменном виде. Данный способ разрешения ситуации носит досудебный характер.

Инфоinfo
Если же продавец/исполнитель отказывается удовлетворить требование потребителя, разрешить ситуацию поможет только обращение в суд.

О том, что можно требовать при подаче претензии/иска читайте в следующем разделе.

Что можно требовать

Перечень допустимых требований, который потребитель вправе выдвигать провинившемуся продавцу/исполнителю зависит от причины возврата.

Так, возвращая товар ненадлежащего качества, следует опираться на статью 18 Закона «О защите прав потребителей». Согласно ей, возвращая бракованный товар, покупатель может потребовать:

  • Заменить дефектный товар на точно такой же, но хорошего качества;
  • Заменить на товар похожий по стоимости и характеристикам, но другой марки;
  • Уменьшить стоимость товара в виду выявленных недостатков и вернуть часть денег покупателю;
  • Устранить некачественный элемент, сдав товар в сервис магазина;
  • Выплатить покупателю сумму, необходимую для самостоятельного устранения дефекта;
  • Вернуть полную стоимость товара взамен на его возврат.

Если же речь касается возврата некачественной услуги, следует обратиться к содержанию статьи 29 Закона «О защите прав потребителей».  Согласно ей, клиент вправе потребовать:

  • Устранить недостатки, допущенные при исполнении услуги (выполнении работы);
  • Уменьшения стоимости оказанной услуги ввиду «несовершенства» её исполнения;
  • Оказания той же услуги, но качественно;
  • Возмещения необходимой для устранения огрех выполненной услуги суммы.

Для того, чтобы выдвинуть одно из перечисленных требований, потребителю потребуется подать соответствующее заявление (претензию), составить которую можно как в свободной форме, так и по образцу, представленному ниже

Как составить

Исковое заявление о защите прав потребителей следует составлять с учетом следующих структурных и содержательных особенностей:

  • Шапка. В ней указывается: наименование инстанции обращения, реквизиты стороны истца (фамилия, имя, отчество, адрес проживания), реквизиты стороны ответчика (фамилия, имя, отчество, адрес проживания), цена иска;
  • Далее, посередине, прописывается название «Исковое заявление о защите прав потребителей»;
  • В основной части указывается следующая информация: данные о сторонах процесса, в чем заключается их сотрудничество (купли-продажа товара, предоставление услуги), стоимость товара/услуги,  законодательная ссылка  на основании которого можно сделать вывод о факте нарушения потребительских прав (как правило, это статья 18  и 29 Закона «О защите прав потребителей»), попытка досудебного урегулирования ситуации (подача претензии) и факт отказа стороны ответчика идти навстречу;
  • Далее следует часть требований. В ней истец может изложить одно из требований, прописанных в статьях 131-132  Гражданского Кодекса РФ, а также 18 и 29 Закона «О защите прав потребителей». Например: взыскать какую-то денежную сумму (предварительно обосновав причину и размер компенсации)Ы
  • Далее перечисляется перечень прилагаемой документации (ксерокопия иска, документ, подтверждающий наличие договорных отношений, платежная документация  (чеки, квитанции), претензионные ходатайства (при наличии), документы, подтверждающие дефектность товара или некачественность выполненной работы, другие материалы;
  • Дата подачи иска, а также личная подпись истца.
Инфоinfo
Уплата государственной пошлины при подаче иска о защите прав потребителей не предусмотрена.

Образец

Порядок подачи и рассмотрения

Инстанция обращения, в которую нужно передать иск о защите прав потребителей, зависит от цены искового ходатайства. Так:

  • Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, он подается в мировой суд;
  • Если стоимость иска превышает 50 000 рублей, он подается в районный суд.

Что касается места обращения, то обратиться допускается:

  • По адресу расположения стороны ответчика – продавца или исполнителя услуги;
  • По адресу постоянной регистрации стороны истца (домашний адрес);
  • По  месту приобретения товара/получения услуги.
Инфоinfo
После подачи заявления в течение 10 дней суд занимается его рассмотрением, после  чего назначается дата первого заседания.