Ежедневно мы потребляем множество товаров и услуг, будь то покупка продуктов в супермаркете или ремонт обуви в мастерской рядом с домом. Прекрасно, когда услуга оказывается качественно и в оговоренные сроки. Но нередко возникают ситуации, когда в процессе оказания услуги или продажи товара нарушаются права потребителя. В этом случае, защитить свои права или интересы покупатель может либо в досудебном (претензионном) порядке, либо обративись в соответствующую судебную инстанцию.
В данной статье мы расскажем: что может послужить основанием для подачи иска о защите прав потребителей? какие требования можно указать при его составлении? как правильно его составить? каков порядок его подачи и рассмотрения? Читайте далее.
Основания для подачи
Все тонкости процедуры досудебного, а также судебного урегулирования потребительских споров подробно описаны в статьях 18 и 29 Закона «О защите прав потребителей». Так, согласно им, законной причиной для подачи искового ходатайства о защите прав потребителей может послужить одно из следующих оснований:
- Некачественный (бракованный) товар (продовольственный или непродовольственный);
Сюда можно отнести любые дефекты внешнего плана приобретенной вещи (трещины, царапины, сколы и проч.) или истекший срок годности (касается продуктов).
- Ненадлежащим образом оказанная услуга. Например, нарушение сроков, качества или продолжительности предоставляемой услуги. Сюда также можно отнести требование исполнителя (который оказывает услугу) уплатить сумму, превышающую изначально оговоренную.
В случае обнаружения ненадлежаще оказанной услуги или продажи некачественного товара, потребитель вправе вернуть его, потребовав замены или возврата ранее уплаченной суммы денег. Зафиксировать намерение произвести возврат или обмен некачественного товара/услуги покупатель/клиент должен в письменном виде. Данный способ разрешения ситуации носит досудебный характер.
О том, что можно требовать при подаче претензии/иска читайте в следующем разделе.
Что можно требовать
Перечень допустимых требований, который потребитель вправе выдвигать провинившемуся продавцу/исполнителю зависит от причины возврата.
Так, возвращая товар ненадлежащего качества, следует опираться на статью 18 Закона «О защите прав потребителей». Согласно ей, возвращая бракованный товар, покупатель может потребовать:
- Заменить дефектный товар на точно такой же, но хорошего качества;
- Заменить на товар похожий по стоимости и характеристикам, но другой марки;
- Уменьшить стоимость товара в виду выявленных недостатков и вернуть часть денег покупателю;
- Устранить некачественный элемент, сдав товар в сервис магазина;
- Выплатить покупателю сумму, необходимую для самостоятельного устранения дефекта;
- Вернуть полную стоимость товара взамен на его возврат.
Если же речь касается возврата некачественной услуги, следует обратиться к содержанию статьи 29 Закона «О защите прав потребителей». Согласно ей, клиент вправе потребовать:
- Устранить недостатки, допущенные при исполнении услуги (выполнении работы);
- Уменьшения стоимости оказанной услуги ввиду «несовершенства» её исполнения;
- Оказания той же услуги, но качественно;
- Возмещения необходимой для устранения огрех выполненной услуги суммы.
Для того, чтобы выдвинуть одно из перечисленных требований, потребителю потребуется подать соответствующее заявление (претензию), составить которую можно как в свободной форме, так и по образцу, представленному ниже
Как составить
Исковое заявление о защите прав потребителей следует составлять с учетом следующих структурных и содержательных особенностей:
- Шапка. В ней указывается: наименование инстанции обращения, реквизиты стороны истца (фамилия, имя, отчество, адрес проживания), реквизиты стороны ответчика (фамилия, имя, отчество, адрес проживания), цена иска;
- Далее, посередине, прописывается название «Исковое заявление о защите прав потребителей»;
- В основной части указывается следующая информация: данные о сторонах процесса, в чем заключается их сотрудничество (купли-продажа товара, предоставление услуги), стоимость товара/услуги, законодательная ссылка на основании которого можно сделать вывод о факте нарушения потребительских прав (как правило, это статья 18 и 29 Закона «О защите прав потребителей»), попытка досудебного урегулирования ситуации (подача претензии) и факт отказа стороны ответчика идти навстречу;
- Далее следует часть требований. В ней истец может изложить одно из требований, прописанных в статьях 131-132 Гражданского Кодекса РФ, а также 18 и 29 Закона «О защите прав потребителей». Например: взыскать какую-то денежную сумму (предварительно обосновав причину и размер компенсации)Ы
- Далее перечисляется перечень прилагаемой документации (ксерокопия иска, документ, подтверждающий наличие договорных отношений, платежная документация (чеки, квитанции), претензионные ходатайства (при наличии), документы, подтверждающие дефектность товара или некачественность выполненной работы, другие материалы;
- Дата подачи иска, а также личная подпись истца.
Образец
Порядок подачи и рассмотрения
Инстанция обращения, в которую нужно передать иск о защите прав потребителей, зависит от цены искового ходатайства. Так:
- Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, он подается в мировой суд;
- Если стоимость иска превышает 50 000 рублей, он подается в районный суд.
Что касается места обращения, то обратиться допускается:
- По адресу расположения стороны ответчика – продавца или исполнителя услуги;
- По адресу постоянной регистрации стороны истца (домашний адрес);
- По месту приобретения товара/получения услуги.
Свежие комментарии